Волхов

Храмы Старой Ладоги

Понедельник, 02 октября 2017.

Храмы Старой Ладоги

В прошлом, люди были куда более набожны, чем сейчас и не мыслили себя без веры. В Старой Ладоге вы можете увидеть огромное количество древнейших монастырей и церквей, в том числе редчайшие храмы домонгольского периода, дошедшие до нас сквозь века.

Успенский монастырь

Ворота Успенского монастыря

Неподалеку от Каменной крепости, на противоположном берегу Волхова, находится древний женский Успенский монастырь. Комплекс представляет собой несколько десятков построек, обнесенных кирпичной оградой.  Главным сооружением монастыря и, пожалуй, наиболее сохранившимся является собор Успения Пресвятой Богородицы, построенный в 1154 году. Это самый старый из сохранившихся храмов Руси. Другие храмы и церкви были перестроены в более поздние века.

Собор был построен гораздо раньше монастыря. В ходе исследования на одной из арок был обнаружен геральдический знак Рюриковичей, князя Ростиславу Мстиславовичу, правившего в Новгороде в 1154 и в 1157 гг. Как считается, собор возводился поэтапно. Он был первым воплотившим в себе архитектурные особенности нового типа приходского храма. Последующие церкви, воздвигавшиеся в Ладоге, ему подражали.

Успенский монастырь в Старой Ладоге

По архитектуре храм церковь похож на церковь св.Георгия: кубический, трехапсидный, одноглавый. В западной стене была встроена лестница на хоры. Барабан увенчивался куполом со шлемовидной главой Однако он гораздо больше. Длина около 18 м, ширина - около 14 м, высота более 19 м. Изначально с западного и северного фасадов к нему примыкали каменные приделы, закрывающие порталы, высотой почти до половины здания. На западе присутствуют декоративные кресты, а в полукружии центрального пролета сохранилась большая ниша-голубец для росписи. Внутри наблюдается строгое разделение его фасадов плоскими лопатками, что соответствует его крестово-купольной конструкции.

Уникальная деталь собора в наличии в храме глубоких погребальных ниш-аркосолий для погребения. Это позволяет говорить о нем как об усыпальнице. На стенах и столбах внутри здания церкви, еще имеются фрагменты росписи XII века. В Государственном Русском музее хранится фреска светского сюжета, украшавшая фасадную плоскость собора.

Жилой корпус Староладожского Успенского монастыря

Монастырь не пострадал в ходе монгольского завоевания Руси и долгое время оставался религиозным центром на Русском севере. Однако, в ходе русско-шведской войны и 1610-1617 годов, эти территории были захвачены противником и многие строения комплекса были разрушены, а монахини разошлись по деревням. После подписания мирного договора и возврата земель в монастыре было проведено комплексное восстановление и сестры вернулись в свою обитель. Однако многие постройки пришлось возводить практически с нуля.

В XVII в. в обители была заточена первая жена Петра Великого Евдокия Лопухина. На этот период сюда был закрыт доступ прихожанам, разместили военный караул и приостановили пострижение новых послушниц.

Аосстановленный Успенский монастырь в Старой Ладоге

Кроме собора, в монастыре можно отметить Крестовоздвиженскую церковь 1862 года постройки. Она была возведена Горностаевым А.М. вместе с больницей, которая до нас не дошла. Церковь выполнена в старорусском стиле и хорошо гармонировала с окружающими более старыми постройками монастыря.  Считается, что на месте этой церкви был центр Ладоги, а затем монастырь Симеона Богоприимца.

Монастырь был закрыт в 1919 году и передан детдому. Затем здесь разместилась коррекционная школа. В ходе войны разрушения оставили территорию бывшей обители стороной. Хотя некоторый урон все же был получен.
В 1958—1960 гг.  была проведена комплексная реставрация храма. Были отреставрированы фасады и убраны более поздние пристройки. Все здания монастырского комплекса — памятники архитектуры федерального значения, переданы в пользование Санкт-Петербургской епархии в 2004 году.

Успенский монастырь двор

Касательно остальных построек: закончен капитальный ремонт монастырской кухни и трапезной, настоятельского корпуса. В дворовых постройках в настоящее время находится больница. Еще на территории обители к юго-востоку от Успенской церкви имеется часовня над колодцем. Построена она была не так давно – в 2008 году, но на этом месте и раньше стояла деревянная постройка с колодцем (просуществовавшим до 60-х годов). Сейчас часовня благоустроена, она увита вьющимися растениями, а рядом сделан небольшой цветник.

Церковь Алексия — человека Божия

Церковь Алексия - Человека Божия в Старой Ладоге

Посещая Успенский монастырь, туристу стоит уделить время и еще одному примечательному храму, находящемуся на кладбище неподалеку. Это церковь Алексия — Человека Божия.

Небольшое белое здание с одним зеленым куполом в классическом стиле, напоминает павильон. В архитектурном плане оно представляет собой прямоугольное здание с примыкающим крыльцом и полукруглым пределом с противоположных сторон.

Храм был построен в 1831 году на пожертвования местных жителей и неравнодушных столичных меценатов. Главным назначением храма стало отпевание и поминовение умерших, проведение служб, сбор пожертвований и торговля предметами культа. Храм был приписан к Успенскому монастырю и являлся главным источником его доходов.

После 1917 года церковь была закрыта вместе с монастырем и долгое время использовалась под хозяйственные нужды. Восстановление храма произошло только в 2000 году на средства ОАО «Волховский алюминий».

Староладожская церковь Алексия - Человека Божия в Старой Ладоге

Никольский монастырь

На Южном конце Старой Ладоги располагается старинный Никольский монастырь, в котором идет комплексная реставрация.

Староладожский Никольский монастырь

Это огромный комплекс, среди построек которого выделяются затейливые, вполне светского облика Святые ворота, выходящие к Волхову, которые сами по себе уже являются памятником зодчества. Неподалеку от ворот церковь св. Иоанна Златоуста, удивляющая знатоков своей архитектурой. Дело в том, что постройка объединяет в себе черты старорусского и романского стилей, что встречается довольно редко. Три удлиненные нефа, центральный - более высокий, освещен чередой верхних окон и отделен от боковых колоннами. И, вместе с тем, характерные для православных храмов золоченые купола.  

Еще одним знаменательным элементом, который можно здесь увидеть, является недавно перестроенная шатровая колокольня конца XVII в. Это высокое восьмигранное строение со строгими пропорциями  и несколькими ярусами. Весь облик колокольни как бы устремлен к небесам и освобожден от притяжения земли. Внутри имеется отдельно помещение для звонаря.

Церкви Никольского монастыря в Старой Ладоге

Это один из старейших монастырей в Старой Ладоге, по легенде основанный князем Александром Невским после его сражения со шведами в устье Ижоры в 1240 году. Возможно на возникновение легенды повлияло то, что неподалеку находится  урочи¬ще Победище, где в старину произошла кровавая битва ладожан с врагами. На то время это было единственное пригодное для битвы место в окрестностях. Со временем битвы смешались в умах местных жителей и монастырь стал ассоциироваться с Невской битвой.

Как бы то ни было, перовое задокументированное упоминание монастыря относится к переписи Водской пятины в 1401 году. В этом документе указывается сколько земель принадлежало монастырю.

Колокольня в Никольском монастыре

Это большой монастырь со множеством построек, центральное место в котором занимает четырех-столпный, трехапсидный, со сводчатым подцерковьем и луковичной главой Никольский собор. Как считается, собор появился здесь раньше монастыря и изначально был посадским. Об этом говорит список создателей обители и расположение фундамента храма в гуще культурного слоя X-XII веков с остатками городской застройки.

В Смутное время, Ладога была захвачена шведскими войсками и монастырь подвергся разорению и многие храмы были разрушены почти до основания. Однако нижняя часть Никольской церкви все же уцелела и в 1668 г. храм был вновь восстановлен на средства горожан. Причем строители ориентировались на его первоначальный облик и возвели как бы двойник ушедшей постройки. Внутри обитель расписана фресковой живописью, характерной для соборов XII века. В ХVII-XIX в.в. к зданию пристроили паперть и два крыльца с севера и запада.

После Революции, в 1927 году монастырь был закрыт. Братия смогла просуществовать здесь до 1937 года, основав рыболовную артель. Однако позднее на территории монастыря разместили складские помещения, моторно-тракторную станцию, ремесленную школу и общежитие.

Никольский монастырь в Старой Ладоге

Только в середине прошлого века, на волне интереса к родной истории было принято решение о возвращении монастырю исторического вида. Однако реставраторы несколько перестарались. Во время реставрации 1958 года было принято решение вернуть храму первоначальный облик, что привело к уничтожению элементов XVII века.

Обнажив штукатурку реставраторы выяснили, что большие части кладки стен составляют целые блоки, сложенные из чередующихся рядов серого плитняка и плинфы на известковом растворе с примесью толченого кирпича. Это послужило еще одним поводом для датировки строительства 1160-ми гг.

Восстановительные работы были заморожены из-за отсутствия средств. В трещины и сколы была залит раствор под давлением. Блоки кладки склеены. Собор был законсервирован.

Архитектурный комплекс Никольского монастыря в Старой Ладоге

В 2002 г. монастырь был вновь передан Православной церкви и  23 ноября сюда были привезены частицы мощей святителя, архиепископа г. Мир Ликийских Николая-Чудотворца, в честь которого и назван этот собор. Ларец с мощами помещен в монастырской часовне. До полного восстановления монастыря во всем его великолепии еще далеко, однако работы в этом направлении не прекращаются.

Церковь Иоанна Златоуста

Староладожскя церковь Иоанна Златоуста

В Никольском монастыре находится старинная церковь Иоанна Златоуста, построенная в византийском стиле с элементами русского зодчества. Оригинальный по архитектуре трехнефный храм с повышенным центральным нефом и главками над торцовыми стенами напоминает итальянские базилики.

Храм был возведен в 1873 году при архимандрите Аполлосе взамен старой церкви 1678 года, которая окончательно обветшала и была разобрана.  что довольно необычно для нашей страны.  в монастыре впервые упоминается в 1628 г. Она была, вероятно, очень старая: в 1678 г. храм был перестроен по причине крайней ветхости. В 1815 г. храм был перенесен в Никольский собор, а древнее здание было снесено.

Объяснением такого необычного архитектурного стиля может быть увлечение А.М. Горностаевым архитектурными традициями древней Византии. Это одно из лучших творений мастера, который смог вписать базилику в пространство православного монастыря. В то же время он стал одним из главных элементов архитектурного ансамбля.

На сегодня это единственный храм монастыря, где сегодня проводятся службы. Здесь хранится ковчег с частицей мощей св. Николая Чудотворца, к которому постоянно приезжает поток верующих.

Церковь Иоанна Златоуста в Старой Ладоге

Храм Георгия

В Старой Ладоге можно увидеть один из первых каменных храмов Руси – Храм Георгия, построенный в XII веке. Это одна из самых старых построек всего Русского Севера. Точной даты основания храма найти не удалось. Все письменные упоминания о храме связаны с ремонтами, самое первое из которых относится к середине 15 века. Долгое время церковь стояла разрушенной и заброшенной.

Храм Георгия в Старой Ладоге

Имеется предположение, что обитель была построена по заказу князя как военная церковь и в честь победы над врагами. Если учесть, что кладка соответствует XII веку, то самое вероятное это битва ладожан и новгородцев под предводительством князя Святослава Ростиславича со шведами в мае 1164 года.

Храм очень сильно пострадал в Смутное время. В 1609–1617 годах он, как и многие другие окрестные церкви был разграблен и разрушен. Если принять строительство церкви в честь победы над шведами, то это было сделано еще и целенаправленно. Глава была разломана, а кровля сожжена. Восстановление было произведено уже после окончания Смуты за счет казны и пожертвований благодетелей.

Интерьер Храма Георгия

К моменту Революции храм находился в довольно ветхом состоянии, так как никто не заботился о его сохранении. Интересно, что послереволюционное правительство повсеместно закрывавшая и разорявшее храмы, пошло на нетипичный для себя шаг и поддержало инициативу реставраторов по восстановлению фресок и проведению работ по восстановлению старинного здания. Правда как исторический памятник а не храм. Реставрация шла около 30 лет с 1926 по конец 1950-х с перерывом на войну.

На протяжении веков к храму постоянно пристраивались множество дополнительных элементов, довольно сильно исказивших его первоначальный облик. Реставраторы ориентировались в своей работе на оригинальный архитектурный облик и постарались вернуть зданию изначальный вид. Попутно проводились раскопки, выявившие целых шесть полов разного периода и наличие четырехскатной кровли. Многие окна были на новых местах, а на месте одного раньше был вход в храм. С запада пристроена каменная паперть, а затем и колокольня. Кропотливая работа ученых позволили разобраться во всем этом беспорядке и фактически возродить храм заново. И теперь посетители могут увидеть подлинный облик храма XII века.

Староладожский храм Георгия

По архитектуре храм имеет форму куба. Он достаточно массивный в основании, с тремя полукруглыми апсидами и шлемовидным куполом, увенчанным барабаном с восемью окнами. Пояс барабана и полукружия выступов украшены декоративными зубцами из красного кирпича. Общая высота строения составляет 15 метров. На фасадах имеются полукруглые выступы с узкими щелевидными окнами по 4 с севера и юга.

Внутренне пространство храма не очень большое и предназначенное для небольшого сообщества. На втором ярусе располагаются хоры, куда можно подняться по лестнице, скрытой в толще стены. Например дружины. Здесь во время службы размещались князь с семьей и приближенными и важные гости.  Местные жители считают, что здесь молился сам Александр невский, отправляющийся на битву, давшую ему это прозвище. В честь этого поверья один из двух новых престолов, построенных в 1867 году, был освящен в честь святого Александра Невского.

Кладка стен представляет собой чередование рядов кладки из известняковой плиты и плинфы на специальном известковом растворе. Фасады украшались таким же раствором, выравнивающим стены и придающим им особый матово-бурый оттенок.

Старинная фреска в храме Георгия

От исторического интерьера до наших времен дошла фреска, являющаяся главной особенностью храма. Это «Чудо Георгия о змие», посвященная знаменитому подвигу святого, нашедшему отражение даже в гербе Москвы. Росписи более восьми веков. Она пережила нашествие Батыя, Смутное время, Революцию и Гражданскую войну, Великую Отечественную войну. И, несмотря на это дошла до наших дней. Сюжет несколько отличается от традиционной картины, где Георгий Победоносец поражает копьем змея. На фреске в руках у героя знамя, а пленного змея ведет на поводке освобожденная царевна.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи

Староладожская церковь Рождества Иоанна Предтечи

Еще одной древней церковью Старой Ладоги, дошедшей до наших дней является Церковь Рождества Иоанна Предтечи.  Она находится на северной оконечности поселения. Первое упоминание храме на этом месте датируется 1276 годом. Однако то здание было деревянным и не дошло до нас.

Вплоть до середины 18 века на месте церкви располагался деревянный Иоанно-Предтеченский монастырь, пользовавшийся большим расположением царя Бориса Годунова. В 1695 году здесь построили первый каменный храм, послуживший основой для современной церкви.

Внутри храма Рождества Иоанна Предтечи

Долгое время эта церковь оставалась главным храмом поселения, вплоть до закрытия в 1920-х. Во время запустения церковь пришла в некоторую негодность, однако настоящей проблемой для ее сохранения стала не деятельность партии в XX в., а предприимчивость крестьян в XIX. Местные жители начали добычу кварцевого песка в Малышевой горе, на которой и стоит храм. За долгое время под церковью образовалась целая сеть тоннелей, грозивших обрушением и проседанием. Когда в 1991 году было принято решение о реставрации здесь уже рухнули своды апсиды и начала крениться колокольня. Для спасения памятника пришлось закачать в тоннели у храма огромное количество бетона. Хотя некоторые подземные ходы остались.

Этот четырехстолпный пятиглавый собор с восьмигранной столпообразной колокольней является ярким памятником зодчества ярославского типа. Центральный купол на барабане окружен четырьмя поменьше. С одной стороны имеется придел св. Параскевы Пятницы. После реставрации собор украсили два новый иконостаса: в пределе и в самом храме, а также кованые подсвечники, стены по пути к трапезной были заново расписаны петербургскими художниками. При этом, внутри храма сохранились и старинные фрески.  

Купол храма Иоанна Предтечи в Старой Ладоге

Спасо-Преображенская церковь

На правом берегу Волхова, неподалеку от Васильевского монастыря, можно увидеть руины Спасо-Преображенской церкви. Этот храм был построен в 1684 году при царе Федоре Алексеевиче. Изначально на этом месте была простая деревянная церковь, но в XIX веке ее полностью уничтожил пожар. В 1871 г. на средства купца А. Рыбина был возведен каменный храм.

Спасо-Преображенская церковь в Старой Ладоге

Церковь представляет собой типичный двухэтажный кирпичный храм XIX века с колокольней, расположенной над порталом. Храм был рассчитан на небольшую общину. На данный момент церковь находится в законсервированном состоянии. Крыша над основным залом отсутствует. Входы в храм и на колокольню, а также окна – заколочены. Вокруг храма расположен старинный погост с захоронениями 2-3 вековой давности. В частности тут похоронен  известный художник-передвижник В. М. Максимов.

Спасо-Преображенская церковь Волхов

Церковь Илии Пророка

В старые времена люди не мыслили свою жизнь без веры. Особенно в деревнях. Храмы были настоящим центром общественной жизни небольших поселений. Здесь собирались не только послушать службу, но и узнать новости, поговорить о делах. Храмы были главным строением деревни, на которые не скупились. Сегодня в окрестностях Волхова можно обнаружить много следов тех лет.

Церковь Илии Пророка в Старой Ладоге

На левом берегу Волхова в селе Плеханово, в 3 км к северу от города Волхов, можно обнаружить старинную церковь Илии Пророка. Причем находится он прямо на дороге и кажется, что вы проезжаете через гигантские ворота. Этот храм понравится ценителям небольших уютных деревенских церквей. Небольшая белая церковь представляет из себя прямоугольный зал под четырехскатной крышей, заканчивающейся небольшой башенкой с приплюснутым куполом. От основного строения идет как бы галерея, заканчивающаяся порталом, одновременно служащим башней колокольни. С противоположной от входа стороны имеется полукруглый предел.

Небольшой храм был построен на месте деревянной обветшавшей в 1845 - 1847 гг. на деньги помещиков А.Р.Томилов. В 1939 г. церковь Илии Пророка была закрыта и с тех пор находилась в запустении и ветшала. Только в 2003 г. живописные руины у дороги были возвращены Церкви и началось их восстановление. С 2011 г. восстановление фасадов закончено и ведутся служб.

Церковь св. Дмитрия Солунского

Церковь св. Дмитрия Солунского в Старой Ладоге

В Старой Ладоге сохранились не только каменные храмы. Внутри крепостных стен, неподалеку от Георгианской церкви можно найти деревянную церковь св. Дмитрия Солунского – покровителя воинов. Как предполагают исследователи, этот храм функционально был связан с Георгиевским. В нем проходила служба в зимнее время, когда каменный храм был довольно прохладным. Первое документальное упоминание о церкви относится к 1646 г., но вряд ли это здание уцелело после шведского погрома и последовавших пожаров. Вероятнее всего современная церковь отстроена во время восстановления в 1731 г.

Деревянные храмы такого старого периода доходят до нас достаточно редко, так что церковь святого Дмитрия Солунского представляет определенный интерес для ученых. Дерево было самым распространенным строительным материалом на Руси и при строительстве из него зачастую не приглашались именитые архитекторы. Стиль церкви можно охарактеризовать словом «народный». По своей архитектуре она больше всего она напоминает простую деревянную избу. Центром строения является деревянная клеть с двухскатной крышей, увенчанной главкой-луковицей на коньке. С восточной стороны находится приземистая апсида с пятигранным алтарем, а с противоположной – трапезная и сени. Некоторый интерес представляет крыльцо, украшенное традиционной резьбой по дереву, добавляющей зданию нарядный вид.

Церковь Дмитрия Солунского в Волхове

За время своего существования в сыром северном климате, церковь неоднократно реставрировалась. В начале прошлого века она настолько обветшала, что ее полностью переложили, заменив старые прогнившие бревна. При этом церковь было решено возвести на основательном каменном фундаменте. Впрочем, сложена она была с соблюдением изначального вида. Правда убранство церкви было утеряно. Единственный подлинный элемент, неизменно сохранившийся до наших дней – кованый фигурный замок XVIII века.

Храм св. Василия Кесарийского

Еще один деревенский храм располагается на правом берегу, прямо напротив Старой Ладоги, в деревне Чернавино. Это простой одноапсидный бесстолпный храм святого Василия Кесарийского – все, что осталось от некогда обширного Васильевского монастыря.

Храм Василия Кесарийского в Старой Ладоге

Монастырь возник здесь примерно в XVI в. и вскоре был разграблен завоевателями. Постройки того подворья были деревянными и полностью выгорели. Осталась лишь каменная церковь. В 1618 г. здесь поселились восемь валаамских монахов, изгнанных шведами с постоянного места жительства. Братия основала здесь новую обитель, но средств у них было немного. Долгое время богослужения велись фактически в руинах, пока в 1686 году на средства местного воеводы не был построен каменный храм стоящий и поныне. В конце XVII века в обители осталось всего два монаха. А в 1764 г. монастырь прекратил свое существование, и церковь стала приходской.

Внешний вид и интерьеры церкви отличаются скромностью и аскетизмом – сказывается простая жизнь монахов. Стены сложены из плит, западный же портал и окна украшены фигурным обрамлением из кирпича. Крыша у строения двускатная с небольшим куполом на невысоком барабане. С южной стороны имеется частично разрушенный Благовещенский придел с открытой папертью, построенный в более поздние годы. Внутренне пространство храма разделено на молитвенный зал и трапезную.

Староладожский храм Святого Василия Кесарийского

Несмотря на небольшие размеры и бедность отделки, церковь производит впечатление настоящего Храма. Строение явно было сложено простыми людьми без всякого архитектурного образования и специальной подготовки, о чем говорит неровная кладка. Строили храм всем миром и исключительно для духовных целей. Без стремления возвеличить подворье за счет колоссального и красивого строения.